СОБЫТИЕ ГОДА ЖУРНАЛА «ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В ШКОЛЕ» – НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПАМЯТИ А.А. ЛЕОНТЬЕВА

Под эгидой и при непосредственном участии журнала «Иностранные языки в школе» впервые проведена Всероссийская научно-методическая онлайн-конференция, посвященная 85-летию со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева [1]. Она состоялась 26 октября 2021 г. и уже вошла в славную историографию отечественной методической науки.

https://www.youtube.com/playlist?list=PLajf56QNkG0CPdxzV6-fOYGx5dGbve7-A

[1] Видеозаписи выступлений с докладами

Приятно сообщить читателям журнала, что конференция прошла удачно, профессиональным научным сообществом она квалифицирована как значимое, неординарное научно-методическое событие крупного масштаба.

Модератор конференции, главный редактор журнала ИЯШ И.П. Твердохлебова создала обстановку сердечной теплоты и душевного единения. На церемонии открытия она представила с большой любовью подготовленный фильм о жизни и научном творчестве А.А. Леонтьева и в своем кратком вступительном слове, обращаясь к участникам конференции (а их зарегистрировалось более четырехсот из российских и зарубежных университетов), отметила, что Алексей Алексеевич фактически был первым отечественным психолингвистом. Он был дважды доктор: доктор филологических наук и доктор психологических наук, что свидетельствует о многогранности его таланта и широком диапазоне его научных интересов. Труды ученого по психологии и психолингвистике послужили мощным катализатором развития методики обучения иностранному языку (ИЯ). А.А. Леонтьев опередил время, обосновав идеи субъектности личности обучающегося как приоритетные в общей и языковой дидактике. Эти идеи явились истоками разработки антропоцентрической парадигмы методики обучения ИЯ и всей педагогической науки в целом. «Уже семнадцать лет отечественная психолого-педагогическая наука живет без А.А. Леонтьева, но она до сих пор, – подчеркнула И.П. Твердохлебова, – подпитывается неиссякаемыми источниками научно-методического наследия ученого».

С приветственным словом к участникам конференции обратился сын А.А. Леонтьева, доктор психологических наук, профессор Д.А. Леонтьев, который в связи с традиционными словами о генетической обусловленности, генетических факторах с легкой самоиронией заметил, что можно также говорить и про генетическую отягощенность. И как-то по-простому, без тени величия рассказал о памятном эпизоде: его спросили, как он относится к сентенции о том, что природа отдыхает на детях великих людей. Ответ был мудрым и поучительным: «Природа никак, никогда и ни на ком не отдыхает, в природе это не предусмотрено. Вот дети, действительно, часто отдыхают. Но в нашей семье это не было принято. Это в полной мере относится к моему отцу, который не всегда шел по стопам своего выдающегося родителя».

«Мой отец, – сказал видный потомственный психолог, – в науке избрал путь странника-собирателя по разным дисциплинам с целью их соединения в один узел. В какой-то степени А.А. Леонтьев дал нам образец того, как можно двигаться по наукам о человеке, которые в своих глубоких основаниях являются элементами одного сложного целого».

Член-корреспондент Российской академии наук, доктор педагогических наук, профессор Р.Н. Бунеев выступил с докладом «А.А. Леонтьев: ученый и гражданин». «Леонтьев был энциклопедистом, он хорошо знал работы по педагогике, лингвистике и другим отраслям научного знания. Он предложил создать образовательную систему нового поколения, которая отвечала бы интересам новой России, теорию учения, на основе которой должны быть разработаны учебники. Так была создана Образовательная система «Школа 2100», руководителем которой стал А.А. Леонтьев. Эта система была презентована в 1997 году и вызвала огромный интерес среди учителей и методистов. В ходе эксперимента по обновлению образования было подготовлено 108 учебников, входящих в федеральный перечень, 629 учебников и методических пособий. А.А. Леонтьев разработал психологическую концепцию учения, готовящую свободных людей в свободной стране, а также три группы принципов: личностно-ориентированные, культурно-ориентированные и деятельностно-ориентированные, которые были положены в основу создания учебников. Это был настоящий подвиг ученого, я всегда восхищался его высоким гражданским мужеством», – рассказал Р.Н. Бунеев.

Л. Шипелевич, доктор филологических наук, профессор (Варшава, Польша) в докладе «Методическое инновационное наследие А.А. Леонтьева» дала глубокий анализ теоретического наследия академика, квалифицировав его как инновационное, поскольку междисциплинарная теория А.А. Леонтьева актуальна в наши дни, когда необходимо создавать методику обучения иностранным языкам онлайн с использованием компьютерных технологий и интернета.

Рассмотрение научного наследия А.А. Леонтьева, его вклада в разработку проблем лингводидактики, педагогического общения Л. Шипелевич гармонично интегрировала с воспоминаниями о последней встрече с А.А. Леонтьевым, которая состоялась 6–9 мая 2004 г. во время II Международной научной конференции «Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет» в Варшаве.

Подлинным украшением конференции стало яркое, глубокое и по-дружески теплое выступление А.Г. Асмолова, доктора психологических наук, профессора, академика РАО.

«Алексей Алексеевич Леонтьев – сказал академик, – мастер полифонии сознания, уникальный исследователь, методолог, блестящий, влюбленный в своих студентов и учеников преподаватель. Но прежде всего для А.А. Леонтьева одним из ключевых мужеств на Земле было мужество быть личностью. Он любил повторять, что личность умирает тогда, когда начинает жить по формуле “у2” – угадать, угодить – тогда она расчеловечивается. Алексей Алексеевич никогда не жил по данной формуле и всегда был человеком, который относился к тому миру, который называется “культура достоинств”. Он не был гигантского роста, но был человек гигантского личностного мужества. А.А. Леонтьев был фантастически талантливым и никогда не кичился своим талантом. Талант был его золотым ключиком к разным мирам. То, как знал другие миры Леонтьев, то, как он мог общаться в самых разных мирах, с самыми разными авторами, поражало многих».

Н.Д. Гальскова, доктор педагогических наук, профессор, выступила с докладом, в котором аргументированно доказала, что теория речевой деятельности А.А. Леонтьева послужила началом парадигмального сдвига в отечественной методической науке, обозначив ее основные смысловые доминанты, в том числе: а) основополагающую идею теории речевой деятельности о важности изучения не столько языка, сколько человека говорящего; б) интегративный образ языка как общественное явление, как психолингвистический феномен, как система и как способность индивида. Деятельностный поворот изменил вектор развития методической науки, определив иноязычную речевую деятельность (общение) ценностными исследовательскими объектами методики.

Н.Е. Буланкина, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, в своем сообщении раскрыла концептуальные положения развития интеллектуальной составляющей личности по теории А.А. Леонтьева в контексте оптимизации условий для совершенствования интеллектуальной составляющей концептосферы педагога, удовлетворения запросов учителей и обучающихся и их реализации в региональной образовательной среде.

Т.А. Дмитриенко, доктор педагогических наук, профессор, посвятила свой доклад обстоятельному анализу научного вклада А.А. Леонтьева в гуманизацию образования, в теорию оптимизации процесса обучения, в разработку технологии педагогического общения. Научные идеи А.А. Леонтьева, отметила докладчик, получают дальнейшее развитие в условиях цифровизации образования.

О.Г. Оберемко, доктор педагогических наук, профессор, эмоционально поделилась воспоминаниями об учебе в аспирантуре на знаменитой роговской кафедре методики, на которой в тот период времени работал А.А. Леонтьев, о своем участии в создании хрестоматии по материалам лекций А.А. Леонтьева для аспирантов. По словам ученого, «особое значение в системе методического знания имеют идеи А.А. Леонтьева в преподавании лингвострановедения будущим учителям иностранных языков».

Н.А. Горлова, доктор педагогических наук, профессор, привлекла внимание участников конференции к смысловой направленности в современной методике обучения иностранным языкам. В докладе изложены проблемы профессиональной подготовки будущего учителя, способного формировать у обучающихся универсальные учебные действия (УУД) познания и освоения мира, представлен опыт овладения УУД в процессе обучения иностранным языкам, рассмотрены психолингвистический аспект реализации смысловой направленности в методике обучения иностранным языкам и методические квант-технологии.

В своем выступлении З.Н. Никитенко, доктор педагогических наук, профессор, осветила существенный вклад А.А. Леонтьева в методику раннего обучения иностранным языкам. «Имя Алексея Алексеевича, – отметила профессор Никитенко, – вписано золотыми буквами не только в психологическую, но и в методическую науку. Его научные идеи послужили методологическими основами разработки методики раннего иноязычного образования». Значительное место в докладе отведено обоснованию смены приоритетов в целеполагании обучения иностранному языку в начальной и средней школе: от прагматической к образовательной цели.

Н.Л. Орешкова в докладе «Методические аспекты включения культурологии в преподавание иностранного языка», используя труды А.А. Леонтьева в качестве методологической базы исследования, рассмотрела культурный, мнемонический, психолингвистический аспекты овладения обучающимися иноязычной речью.

А.Н. Шамов, доктор педагогических наук, профессор, и С.В. Чернышов, кандидат педагогических наук, доцент, представили концептный подход к профессионально-методической подготовке учителя иностранного языка. Развивая постулат А.А. Леонтьева о том, что личностные ценности педагога являются высшей инстанцией в психологической структуре личности и имеют «смысловую природу», авторы аргументировали достоинства концептного подхода к профессиональной подготовке учителя иностранного языка, обеспечивающего исключение шаблонности в профессионально-методической деятельности учителя иностранного языка и широкие возможности для его педагогического творчества.

Выступление Е.А. Комочкиной, кандидата педагогических наук, доцента, и Т.В. Селезневой, кандидата филологических наук, доцента, было посвящено исследованию роли прецедентных текстов в повышении читательской грамотности обучающихся в старшей школе, которое построено на трех принципах обучения языку А.А. Леонтьева: когнитивном, личностном, коммуникативном. Авторы представили критерии и источники отбора иноязычных прецедентных текстов, модель их использования в УМК «Звездный английский 11 класс».

А.С. Маркосян, доктор педагогических наук, профессор, рассказала о счастливой судьбе авторского учебника армянского языка «Крунк Айстани» (в переводе на русский «Журавль Армении»), который она посвятила своим армянским родителям и русским детям. Учебник был задуман как средство связи армян с родным языком и культурой. В течение многих лет учебник востребован не только этническими армянами, не владеющими родным языком, но и русофонами. А.С. Маркосян поделилась опытом обучения армянскому языку на созданной ею интерактивной онлайн-платформе.

О.Г. Ефимова, аспирант, продемонстрировала актуальность идей коммуникативности А.А. Леонтьева для современной цифровой образовательной экосреды.

Э.И. Печерица, кандидат педагогических наук, доцент, изучая наследие А.А. Леонтьева, пришла к выводу о том, что педагогическое общение, система коммуникативных умений учителя – важнейшее орудие создания атмосферы равенства, справедливости, чуткости, которая должна царить в отношениях педагога с классом. Автор изложила основные результаты проекта «Методическая поддержка учителей иностранных языков в изучении и практической реализации основ развивающего обучения», который разработан и реализован в Томском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.

А.Л. Бердичевский, доктор педагогических наук, профессор, в докладе «Строить предлагаемые обстоятельства: А.А. Леонтьев о преподавании русского языка как иностранного» отметил важную социальную функцию изучения иностранного языка – воспитание учащихся в духе интернационализма. Автор сосредоточил внимание на рассмотрении коммуникативного метода обучения иностранному языку, требованиях к учебно-речевой ситуации, дифференцированном обучении иностранному языку. Была высказана оригинальная мысль о том, что учебники языка должны создавать писатели или переводчики (художественные) в соавторстве с педагогами, поскольку учебный текст должен обеспечивать читательское «перенесение» на их «героя», ставить учащегося перед задачей произвести речевое действие вместе с героем или вместо героя. Это и есть создание «предлагаемых обстоятельств» по А.А. Леонтьеву.

В свободной дискуссии из-за дефицита времени удалось послушать только два интересных выступления: доктора педагогических наук, профессора М.А. Ариян и доктора пед. наук, профессора В.П. Фурмановой.

Доклады, сообщения и выступления – это результат исследований авторов, но все они объединены тем, что в каждом из них отражены различные грани научного наследия А.А. Леонтьева.

Программой конференции была предусмотрена «Педагогическая гостиная “Вспоминая мастера”», в которой трогательными воспоминаниями поделились доктор психологических наук, профессор, академик РАО И.А. Зимняя, доктор филологических наук, профессор С.Г Тер-Минасова, доктор педагогических наук, доцент С.М. Кащук, доктор педагогических наук, профессор Н.Д. Гальскова, доктор философских наук, профессор Н.Е. Буланкина, доктор педагогических наук, профессор А.Л. Бердичевский, доктор педагогических наук, профессор Н.А. Горлова, доктор педагогических наук, профессор З.Н. Никитенко, доктор педагогических наук, профессор Н.В. Барышников [2].

Яркие, эмоциональные воспоминания, прозвучавшие в педагогической гостиной, стали заключительным благодарственным аккордом Учителю, Ученому, Великому и Скромному, Незабвенному Алексею Алексеевичу Леонтьеву.

Сведения об авторе: Барышников Николай Васильевич, доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания Пятигорского государственного университета.

E-mail: baryshnikov@pgu.ru

 

https://www.youtube.com/playlist?list=PLajf56QNkG0D_dmzY64yrt18tB8uXMiSv

[2] Видеозаписи выступлений «Педагогической гостиной»

 

 

Важные биографические сведения

Леонтьев Алексей Алексеевич (14 января 1936 — 12 августа 2004) — советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, действительный член РАО и АПСН, автор более 30 книг и более 800 статей.

Алексей Алексеевич родился в Москве в семье общеизвестного психолога Алексея Николаевича Леонтьева. С раннего детства изучал немецкий язык. В 1958 году закончил МГУ им. М.В. Ломоносова, романо-германское отделение филологического факультета по специальности «Немецкий язык».

После выпуска занимался научной деятельностью и впоследствии вернулся в родной университет в качестве преподавателя курса психолингвистики на факультете психологии, в котором проработал всю жизнь. Позже стал читать многие другие курсы по различным дисциплинам, в том числе новаторские курсы на территории СССР — «Пропаганда и речевое воздействие», «Психология общения» и др. Вдобавок, занимался прикладной психолингвистикой в сферах криминалистики, судебной психологии и экспертиза текстов.

Проблематика психолингвистики и речевого общения, пограничная между языкознанием и психологией, сподвигла  его к более глубокому изучению психологических проблем, и в 1975 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук по теме «Психология речевого общения». С того же года являлся заведующим кафедрой методики и психологии Института русского языка имени А. С. Пушкина. Через год стал профессором кафедры. Леонтьев посвятил себя университету до 1986 года.

В течение нескольких лет Алексей Алексеевич занимался вопросами интенсивного обучения иностранным языкам в СССР в качестве председателя Научно-методического совета по интенсивному обучению иностранным языкам при АПН СССР. Много лет руководил в Обществе «Знание» РСФСР Научно-методическим Советом по теории и методике лекционной пропаганды.

Начиная с 1986 года, активно занимался проблемами преподавания иностранных языков в образовательных учреждениях. В том же году Алексей Алексеевич занял место профессора кафедры «Методика преподавания иностранных языков» Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (нынешнего МПГУ).

Позже Леонтьев становится членом президиума правления Педагогического общества РСФСР — руководителем секции «Массовые коммуникации в обучении и воспитании». С 1988 до 1991 года заведовал Лабораторией языкового образования во «Временном научно-исследовательском коллективе «Школа»». Параллельно с 1990 г. являлся ген. секретарём Международной ассоциации коллективного содействия изучению языков. В 1992 г. был избран членом Российской академии образования отделения психологии и возрастной физиологии. 

С 1995 г. Алексей Алексеевич стал членом Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, позже при Правительстве Российской Федерации. Через два года стал членом Академии педагогических и социальных наук.  В тот же год занял должность научного руководителя Межрегиональной общественной организации «Школа 2000» (позже — «Школа 2100»).  В настоящее время, разработки выпускаются в виде учебных и методических пособий, программ, которые используются в российских школах. С 2000 года Леонтьев Алексей Алексеевич сотрудничал с Центром методологии вариативного образования РАО.

Алексей Алексеевич считается одним из основателей отечественной психолингвистики. Первая работа по данной дисциплине — «Психолингвистика» — была издана в 1967 году.

Позднее были опубликованы его труды «Психолингвистические единицы и порождения» (1969) и «Язык, речь и речевая деятельность» (1969). В 1997 году появилось первое издание учебника «Основы психолингвистики», который менее чем за 10 лет переиздавался уже четырежды.

 Кроме того, Леонтьев публиковался в различных журналах: «Иностранные языки в школе», «Учительская газета», «Семья и школа», «Знание — сила». В статьях рассматривались вопросы школьного и вузовского образования.

В течение исследовательской деятельности долгое время сотрудничал с такими выдающимися учёными, как Шалва Александрович Амонашвили, Василий Васильевич Давыдов и другими.