Приглашаем в октябре 2021 г.
учителей школ, преподавателей вузов, ученых-исследователей,
научных сотрудников принять участие
во Всероссийской научно-методической онлайн-конференции
«Методическое наследие А. А. Леонтьева»

ЦЕЛЬ КОНФЕРЕНЦИИ:

    • обратиться к методическому наследию отечественного лингвиста, психолога Алексея Алексеевича Леонтьева, чье 85-летие отмечается профессиональным сообществом лингводидактов и практикующих учителей иностранных языков в 2021 году;
    • познакомить новое поколение  педагогов,  исследователей-методистов с многогранной деятельностью ученого;
    • показать, как идеи А. А. Леонтьева воплощаются в современной теории и практике обучения иностранным языкам.

ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЕРЕНЦИИ:

    • международное профессиональное сообщество как фактор методического роста современного учителя;
    • психологические основы обучения иностранным языкам;
    • актуальность принципа коммуникативности в эпоху цифры;
    • приоритетная роль студента и его личностных запросов в процессе обучения иностранным языкам;
    • стратегическое значение русского языка как иностранного и современная методика обучения РКИ;
    • методические подходы к проблеме обучения страноведению и культуроведению.
До 05.08.2021Прием заявок на участие и рассмотрение Оргкомитетом тезисов выступлений
До 05.09.2021Подача материалов для публикации в журнале «Иностранные языки в школе»
До 15.09.2021Рассмотрение материалов редколлегией журнала ИЯШ
25.09.2021Рассылка приглашений участникам конференции
05.10.2021Размещение на сайте программы конференции
25–27.10.2021Проведение конференции

 

ПРОГРАММНЫЙ КОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ:
редколлегия журнала «Иностранные языки в школе».

 

ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ:
редакция журнала «Иностранные языки в школе».
Председатель оргкомитетаТвердохлебова Ирина Петровна — главный редактор журнала «Иностранные языки в школе».

 

КОНТАКТНОЕ ЛИЦО:
Лискина Татьяна Александровна — редактор журнала «Иностранные языки в школе»; e-mail: iyash@relod.ru.

Участие в онлайн-конференции бесплатное, все участники получат сертификат об участии. Статьи, получившие положительную рекомендацию редколлегии, войдут в спецвыпуск журнала «Иностранные языки в школе».

ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИКАЦИЯМ РАЗМЕЩЕНЫ НА САЙТЕ.

ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНФЕРЕНЦИИ НЕОБХОДИМО ЗАПОЛНИТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ФОРМУ: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe6NQwXlLMHC9_3wleGQZS2jQSBikBqlen7uGy5cLD990ehGw/viewform

Предлагаем Вам пройти анкетирование по следующей ссылке:

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeBLGTH4rNzl4DyHbb41IiqIK6f0hJy3C61WMDtkrfzXODfWg/viewform

 

Важные биографические сведения

Леонтьев Алексей Алексеевич (14 января 1936 — 12 августа 2004) — советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, действительный член РАО и АПСН, автор более 30 книг и более 800 статей.

Алексей Алексеевич родился в Москве в семье общеизвестного психолога Алексея Николаевича Леонтьева. С раннего детства изучал немецкий язык. В 1958 году закончил МГУ им. М.В. Ломоносова, романо-германское отделение филологического факультета по специальности «Немецкий язык».

После выпуска занимался научной деятельностью и впоследствии вернулся в родной университет в качестве преподавателя курса психолингвистики на факультете психологии, в котором проработал всю жизнь. Позже стал читать многие другие курсы по различным дисциплинам, в том числе новаторские курсы на территории СССР — «Пропаганда и речевое воздействие», «Психология общения» и др. Вдобавок, занимался прикладной психолингвистикой в сферах криминалистики, судебной психологии и экспертиза текстов.

Проблематика психолингвистики и речевого общения, пограничная между языкознанием и психологией, сподвигла  его к более глубокому изучению психологических проблем, и в 1975 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук по теме «Психология речевого общения». С того же года являлся заведующим кафедрой методики и психологии Института русского языка имени А. С. Пушкина. Через год стал профессором кафедры. Леонтьев посвятил себя университету до 1986 года.

В течение нескольких лет Алексей Алексеевич занимался вопросами интенсивного обучения иностранным языкам в СССР в качестве председателя Научно-методического совета по интенсивному обучению иностранным языкам при АПН СССР. Много лет руководил в Обществе «Знание» РСФСР Научно-методическим Советом по теории и методике лекционной пропаганды.

Начиная с 1986 года, активно занимался проблемами преподавания иностранных языков в образовательных учреждениях. В том же году Алексей Алексеевич занял место профессора кафедры «Методика преподавания иностранных языков» Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (нынешнего МПГУ).

Позже Леонтьев становится членом президиума правления Педагогического общества РСФСР — руководителем секции «Массовые коммуникации в обучении и воспитании». С 1988 до 1991 года заведовал Лабораторией языкового образования во «Временном научно-исследовательском коллективе «Школа»». Параллельно с 1990 г. являлся ген. секретарём Международной ассоциации коллективного содействия изучению языков. В 1992 г. был избран членом Российской академии образования отделения психологии и возрастной физиологии. 

С 1995 г. Алексей Алексеевич стал членом Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, позже при Правительстве Российской Федерации. Через два года стал членом Академии педагогических и социальных наук.  В тот же год занял должность научного руководителя Межрегиональной общественной организации «Школа 2000» (позже — «Школа 2100»).  В настоящее время, разработки выпускаются в виде учебных и методических пособий, программ, которые используются в российских школах. С 2000 года Леонтьев Алексей Алексеевич сотрудничал с Центром методологии вариативного образования РАО.

Алексей Алексеевич считается одним из основателей отечественной психолингвистики. Первая работа по данной дисциплине — «Психолингвистика» — была издана в 1967 году.

Позднее были опубликованы его труды «Психолингвистические единицы и порождения» (1969) и «Язык, речь и речевая деятельность» (1969). В 1997 году появилось первое издание учебника «Основы психолингвистики», который менее чем за 10 лет переиздавался уже четырежды.

 Кроме того, Леонтьев публиковался в различных журналах: «Иностранные языки в школе», «Учительская газета», «Семья и школа», «Знание — сила». В статьях рассматривались вопросы школьного и вузовского образования.

В течение исследовательской деятельности долгое время сотрудничал с такими выдающимися учёными, как Шалва Александрович Амонашвили, Василий Васильевич Давыдов и другими.

Список статьей в журнале «Иностранные языки в школе»

  1. Леонтьев А. А Внеязыковая обусловленность речевого акта и некоторые вопросы обучения иностранным языкам (1968  № 2, с. 29-36)
  2. Леонтьев А. А  «Б.В. Беляев. Очерки по психологии обучения иностранным языкам»
  3. Леонтьев А. А.  Мышление на иностранном языке как психологическая и методическая проблема (1972  № 1, с. 24-30)
  4. Леонтьев А. А. Что такое психология (1974 № 4, с. 65-70)
  5. Леонтьев А.А. Психологические аспекты личности и деятельности (1974 № 5, с. 80-86)
  6. Леонтьев А.А. Речь и общение (1974 № 6, с. 80-85)
  7. Леонтьев А.А. Управление усвоением иностранного языка (1975 № 2, с. 83-87)
  8. Леонтьев А.А. Память в усвоении иностранного языка (1975 № 3, с. 91-97)
  9. Леонтьев А.А. Эмоционально-волевые процессы в овладении иностранным языком (1975 № 6, с. 93-97)
  10. Леонтьев А.А. Мыслительные процессы в усвоении  иностранного языка (1975 № 5, с. 72-76)
  11. Леонтьев А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранному языку (1976 № 1, с. 97-102)
  12. Леонтьев А.А. Социальная психология в обучении иностранному языку (1976 № 2, с. 70-74)
  13. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком (1985 № 5, с. 24-29)
  14. Леонтьев А. А. Принцип коммуникативности сегодня (1986 № 2, с.27-32)
  15. Леонтьев А. А. Преподавание иностранного языка в школе: мнение о путях перестройки (1988 № 4, с.19-23)
  16. Леонтьев А. А. Учредительная конференция Советской ассоциации коллективного содействия изучению языков (САКСИЯ) (1990 № 3, с.103-105)
  17. Леонтьев А. А. Международные организации преподавателей иностранных языков (1990 № 3, с.105-106)
  18. Леонтьев А.А., Ленская Е. А., Розанова Е. Д. Единый подход к предметам языкового цикла (1990 № 5, с.26-35)
  19. Леонтьев А. А., Родионов М. Л. IX конгресс Международной ассоциации прикладной лингвистики (1990 № 6, с.98-99)
  20. Леонтьев А.А. Коммуникативность: пришло или прошло время? (1991 № 5, с.22-24)