Свежий номер

Иностранные языки в школе №1-2025

Твердохлебова И. П.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ ВОПРОСОВ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Вступление главного редактора.

Никитенко З. Н.
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье дается ответ на вопрос, в чем смысл изучения нового языка в детском саду, формулируется определение понятия «дошкольное иноязычное образование», определяются цели такого образования и показываются преимущества отечественных психологических и методических теорий, выступающих основой когнитивного и нравственного развития детей 5–6 лет при овладении иностранным языком как феноменом культуры.

Колесников А. А., Милющенко К. Ю.
РЕЧЕВОЙ ИМИДЖ СТАРШЕКЛАССНИКА КАК ЛИЧНОСТНЫЙ ОРИЕНТИР В РАЗВИТИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В статье предпринята попытка определить и обосновать роль речевого имиджа старшеклассника в процессе развития иноязычной коммуникативной компетенции на углубленном уровне обучения иностранному языку. Понятие речевого имиджа рассмотрено в ракурсе индивидуализированного личностно ориентированного развития компетенции, при котором особое внимание уделяется формированию индивидуального речевого стиля учащегося как социально-коммуникативной личности. Описаны составляющие речевого имиджа, предложен способ их интеграции с компонентами иноязычной коммуникативной компетенции, а также примеры заданий, ориентирующих на становление речевого имиджа учащегося.

Лысиченкова С. А.
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматривается понятие «информационные умения», а также совокупность частных умений, входящих в общее умение работы с информацией, и виды заданий, направленных на их формирование. Перечислены типы текстов, которые являются основным источником информации на уроках иностранного языка. Предложен авторский алгоритм работы с поэтическим текстом с опорой на содержание стихотворения и его лексико-грамматическую организацию; определены требования к поэтическим текстам, используемым для развития информационных умений школьников. Приведены критерии для измерения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий при работе с поэтическим текстом.

Баранова К. М., Афанасьева О. В., Чупрына О. Г.
ЛИНГВОКРЕАТИВНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ
В данной статье рассматривается лингвокреативный аспект современной городской и интернет-рекламы. Актуальность исследования обусловлена потребностью изучения рекламы как особого вида коммуникации, в который намеренно или случайно вовлечено подавляющее большинство носителей языка. Статья посвящена раскрытию креативного использования традиционных семантических и стилистических средств русского языка в рекламных текстах с целью сформировать интерес потенциальных потребителей товаров и услуг. Материалом исследования послужили рекламные слоганы и рекламные имена, встречающиеся в наружной рекламе г. Москвы и русскоязычном интернет-пространстве. Сделан вывод о том, что характер использования семантических и стилистических средств зависит от целевой аудитории и задачи, поставленной перед копирайтером.

Качемирова Д. А.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
В статье показано, как реализуются цели обучения иностранному языку на первой ступени общего среднего образования в ходе решения учебных задач учащимися 3–4-х классов на уроках и факультативных занятиях по немецкому языку.

Манагаров Р. В.
КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается креативный подход к обучению иностранному языку в контексте основного общего образования. Доказано, что реализация креативного подхода посредством креативного преподавания и креативного учения способствует более эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, аргументированы принципы использования креативного подхода в процессе ее формирования.

Баженова Н. Г., Ёлдашова Л. Ё.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В статье рассматриваются возможности использованияневербальных средств английской коммуникативной системы в процессе обучения устной речи на уроках английского языка. Авторы представляют классификацию жестов, характерных для носителей английского языка, раскрывают принципы обучения невербальным средствам иноязычного общения, предлагают собственную систему упражнений по овладению ими. В статье приведены конкретные примеры и методические рекомендации для организации речевой деятельности учителя и обучающихся с использованием невербальных средств англоязычного общения.

Лань Хао
ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ В КИТАЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Данная статья посвящена анализу этапов развития системы преподавания иностранных языков в Китае, в том числе английского и русского. Рассматриваются исторические этапы внедрения различных методик и подходов, включая грамматико-переводной, аудиолингвальный и коммуникативный методы. Особое внимание уделяется влиянию политических, социальных и образовательных реформ на становление системы обучения иностранным языкам. Исследование освещает общую эволюцию методов преподавания иностранных языков в образовательной системе Китая с акцентом на обучение произношению. Подчеркнута роль латинизации и фонетического алфавита для обучения звуковой стороне иностранных языков. Рассмотрены современные методы и технологии обучения фонетическим навыкам.

Иванова О. В., Сбитнева Н. Н.
ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСКУССИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Статья посвящена анализу проведения учебной дискуссии на занятиях по английскому языку. Авторы акцентируют внимание на рассмотрении теоретических аспектов учебной дискуссии как формы нестандартного занятия, проводят анализ ее структуры и приводят пример сценариев дискуссий на разные темы на занятиях по английскому языку в вузе. Отдельное внимание уделено освещению методов и приемов, применяемых в ходе такого занятия, использованию активного словаря ведения дискуссии. Делая выводы, авторы подчеркивают, что путем создания проблемных ситуаций во время дискуссии активизируется мышление, формируется познавательный интерес, творческий подход, достигается цель обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции у обучающихся.

Чыонг Т. Х., Горобинская Н. В.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ИНОЯЗЫЧНОГО АУДИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Целью данной статьи является изучение потенциала игровой деятельности в обучении младших школьников иноязычному аудированию. Проанализирована роль аудирования на иностранном языке в начальной школе и перечислены механизмы данного вида речевой деятельности. Приведен анализ теоретических основ игровой деятельности в начальной школе и предложены конкретные примеры реализации речемыслительных задач для развития необходимых механизмов аудирования. Доказывается, что применение современных интернет-ресурсов может помочь повысить интерес и мотивацию у учащихся начальной школы при обучении их иностранному языку.

Попова А. В.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОСЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (НА ПРИМЕРЕ ГЕНЕРАЦИИ ВИДЕОРОЛИКОВ)
Развитие технологий искусственного интеллекта, в частности — нейросетей, ускоряется с каждым днем. Процесс их интеграции в обучение иностранным языкам становится более понятным для педагогов и обучающихся. При этом благодаря разнообразным функциям нейросетей открываются новые возможности для обучения иностранным языкам. Данная статья является продолжением цикла статей об интеграции нейросетей в полимодальное обучение иностранным языкам (предыдущие опубликованы в №№ 7, 9 и 10 журнала «Иностранные языки в школе» в 2024 году). Автор акцентирует внимание на полимодальном подходе, который сочетает различные способы восприятия информации, и объясняет, как нейросети могут помочь в его реализации. В статье описаны нейросети, созданные для генерации видеоконтента, и их уникальные дидактические возможности, позволяющие значительно разнообразить и обогатить процесс обучения, сделать его более адаптивным и интерактивным.

Маэрцзян Еэркэнь
К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Статья посвящена методам и приемам обучения китайскому языку на начальном этапе получения дополнительного профессионального образования в России. Усиление процессов глобализации и развитие отношений между Россией и Китаем подчеркивают актуальность данного исследования. Приведен обзор как теоретических, так и практических аспектов преподавания китайского языка, выявлены современные проблемы и рассмотрены существующие модели обучения.

Вернуться назад