Иностранные языки в школе №8-2025
Твердохлебова И. П.
О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМАТОВ УЧЕБНИКОВ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Обзор тем выпуска от главного редактора журнала.
ЧИТАТЬ
Воронина Л. А.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКА КОРЕЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Статья посвящена рассмотрению образа как единицы обучения корейскому языку младших школьников. Показывается превалирующий объем экстралингвистической информации, необходимый для эффективного усвоения корейского языка как иностранного детьми 7—10 лет. Раскрывается понятийное отличие языковых единиц южно- и северокорейского вариантов корейского языка, источником которого является разная для его двух вариантов экстралингвистическая информация. Рассматривается связь образа и базовой кодирующей знаковой структуры как особой формы сознания индивида. Выявляется понятие образа как основного инструмента познания окружающего мира младшими школьниками, в том числе осмысления культуры носителей корейского языка. Делается вывод о правомерности использования образа как явления для отбора и организации содержания обучения корейскому языку в начальной школе.
ЧИТАТЬ
Попова Н. В., Дашкина А. И.
СОЗДАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ АУТЕНТИЧНЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье обосновывается необходимость адаптации аутентичных учебников по иностранному языку для различных контингентов обучающихся. Описана практика создания адаптационных учебных пособий на кафедрах иностранных языков нескольких российских вузов, указаны принципы адаптации. Рассмотрены переводческие и комплексные лингвокультурные адаптационные модели, проиллюстрированные на примерах учебников по английскому и китайскому языкам.
ЧИТАТЬ
Коренев А. А., Казанцева А. А., Колкова Д. Е., Малых О. А.
УЧЕБНИКИ ПО КИТАЙСКОМУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: ОТ АНАЛИЗА ИМЕЮЩЕЙСЯ ЛИТЕРАТУРЫ К ПРИНЦИПАМ СОЗДАНИЯ НОВОГО УМК
Статья посвящена обоснованию актуальности, анализу современного положения и принципам создания специализированных средств обучения для студентов лингводидактических профилей подготовки — будущих учителей и преподавателей китайского языка. В статье дается общий обзор современной ситуации с профессиональной подготовкой педагогических кадров для обучения китайскому языку с точки зрения развития их профессионально-коммуникативной компетенции. Приведен анализ пяти наиболее широко используемых при обучении данной целевой группы УМК, учебников и учебных пособий по 27 критериям. По результатам анализа выявлено, что ни один из проанализированных материалов в полной мере не удовлетворяет потребности подготовки будущих учителей китайского языка. В заключительной части статьи предлагаются принципы разработки специализированного УМК по китайскому языку для его будущих учителей.
ЧИТАТЬ
Казанцева А. А.
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АНТРОПОСООБРАЗНОГО УЧЕБНИКА ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В статье идет речь о необходимости создания учебника нового формата по методике обучения иностранным языкам, основанного на принципах антропосообразности и направленного на гармоничное профессиональное и личностное становление будущего педагога. Идеи антропоцентризма рассмотрены автором с позиций педагогических и лингводидактических исследований. Обоснована необходимость создания антропосообразного учебника по методике обучения иностранным языкам, который должен не просто вооружать обучающихся знаниями о построении процесса преподавания иностранного языка, но и способствовать формированию у будущих учителей методического сознания, обеспечивая условия для их личностного и профессионального становления и самоопределения.
ЧИТАТЬ
К юбилею президента RELOD С. Н. Уласевич
ЧИТАТЬ
Горлова Н. А., Цао Чуньхуа
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНИКОВ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В КИТАЕ
В статье рассматривается проблема разработки учебников китайского языка как иностранного в Китае. Актуальность исследования обусловлена ростом глобального интереса к изучению китайского языка в школах и вузах и недостаточной степенью эффективности имеющихся учебников китайского языка как иностранного. В ходе исследования установлено, что процесс создания учебников китайского языка как иностранного в Китае включает три основных этапа. Представленные в статье материалы позволяют дополнить теорию разработки учебников китайского языка как иностранного и обозначить возможные направления повышения их качества.
ЧИТАТЬ
Викулова Л. Г.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНИКА «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ЛИНГВИСТИКИ»
В статье рассматриваются предпосылки и этапы создания учебника нового поколения «Основы маркетинговой лингвистики». Обосновываются необходимость формирования профессиональных знаний и компетенций у магистрантов, обучающихся на второй ступени высшего иноязычного образования, а также принципы обучения по данному профилю. Определяются компетенции, которыми должен обладать специалист, профессионально владеющий иностранными языками в сфере межкультурной коммуникации в предметной сфере «маркетинг». Предлагается опыт межвузовского авторского коллектива по созданию учебника, предполагающего межпредметность и интегративность магистерской подготовки.
ЧИТАТЬ
Собянина В. А.
PROFI DEUTSCH: ОПЫТ СОЗДАНИЯ УЧЕБНИКА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ЭКСПЕРТНОГО УРОВНЯ ПО ПРАКТИКЕ РЕЧИ В ВУЗЕ
В статье описан процесс создания учебника немецкого языка (продвинутый уровень C1—C2) для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «лингвистика (немецкий язык)». Указаны причины и трудности, возникающие при подготовке нового учебного пособия; предложен примерный алгоритм его создания; описана авторская методика работы с учебным материалом; кратко рассмотрены имеющиеся разделы учебника и некоторые типы заданий, включая инновационные, цель которых — развитие необходимых компетенций студентов по основным видам речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо). Материал учебника опирается на многолетний опыт преподавания практического курса немецкого языка в вузе и проверен практикой.
ЧИТАТЬ
Смолова М. А.
РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО РЕФЕРИРОВАНИЮ НА КИТАЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
В данной статье рассматриваются наиболее актуальные трудности, с которыми сталкиваются современные разработчики учебников по реферированию и аннотированию: целеполагание, цифровизация, соблюдение баланса между теорией и практикой. Представлен анализ концептуальных и технологических решений этих трудностей в учебном пособии по реферированию на китайском языке в двух частях («Теория реферирования и аннотирования на русском и китайском языках», «Практика реферирования и аннотирования на русском и китайском языках»), которые были подготовлены в Институте иностранных языков Московского городского педагогического университета.
ЧИТАТЬ
Тивьяева И. В., Михайлова С. В.
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НА ЛУЧШЕЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АИСТ’ИЯ» КАК ЗЕРКАЛО ТРЕНДОВ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКИ
В статье представлены результаты конкурса «АИСТ’ИЯ», проведенного Институтом иностранных языков Московского городского педагогического университета, на лучшие издания для иноязычного образования. Исследование фокусируется на выявлении ключевых тенденций в современном иноязычном образовании в Российской Федерации через призму динамики конкурсных заявок. Авторы приходят к заключению, что конкурс трансформировался из локальной инициативы в значимый инструмент консолидации научно-педагогического сообщества, формирования новых образовательных трендов и обеспечения отрасли качественной учебной литературой, отвечающей вызовам цифровой эпохи.
ЧИТАТЬ
Фроликова Е. Ю., Робинова Ю. А.
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИИ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ: СОЗДАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА
В статье представлен опыт создания учебного пособия под названием Grammar and Vocabulary in Reflection, которое является результатом обучения на программе магистратуры «Учебник в современном лингвообразовании», реализованной в Институте иностранных языков Московского городского педагогического университета в 2022—2025 годах. В статье описывается технология, положенная в основу разработанного учебного пособия по дисциплине «Лексико-грамматический практикум» для студентов 1-го курса, будущих учителей английского языка. Пособие призвано помочь обучающимся достичь более высокого уровня владения английским языком на начальном этапе обучения в вузе за счет опоры на рефлексию. Дополнительно в статье представлены и проанализированы результаты апробации данного учебного пособия.
ЧИТАТЬ
Морозов А. В.
«ЦИФРОВЫЕ» ДЕТИ В ЦИФРОВОМ МИРЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассматривается феномен, обусловленный появлением в школе детей, выросших в цифровую эпоху, — нового поколения обучающихся, получившего, исходя из поколенческой теории, название Альфа. Для его представителей характерны определенные личностные черты, особенности поведения и мышления, что обуславливает необходимость корректировки образовательной парадигмы, связанной с их воспитанием и обучением. Одной из таких особенностей является снижение мотивации к учебной деятельности, сопряженное с явно выраженным отсутствием интереса к традиционному формату обучения. Другой важной особенностью является изменение отношения к фигуре педагога: учитель не воспринимается как единственный и авторитетный источник знаний, что становится реальным вызовом всей образовательной системе.
ЧИТАТЬ