Ретроспектива участия журнала «ИЯШ» в научных академических событиях в 2024 году: международные форумы, фестивали, всероссийские научно-практические конференции
Участие в крупных всероссийских и международных научных событиях имеет важную ценность для нашего журнала как надежный и эффективный способ установления и развития профессиональных связей. Подобный формат академического общения позволяет получать информацию о тенденциях развития методической мысли, дает обратную связь о публикациях авторов нашего издания в регионах и создает платформу для дальнейшей просветительской и образовательной деятельности.
География научных форумов при поддержке и участии «ИЯШ» в 2024 году была разнообразной: Москва, Санкт-Петербург, Набережные Челны, Нижний Новгород, Пятигорск, Томск, Иваново, Йошкар-Ола, Казань и др.
Главным методическим событием 2024 года стала Всероссийская научно-методическая конференция «Содружество лингвометодических школ: уникальные образовательные продукты и практики», приуроченная к 90-летию журнала «ИЯШ». Она состоялась 22 ноября 2024 года в Москве, став, по отзывам участников, самым масштабным форумом года, объединившим ключевых ученых-лингводидактов из ведущих педагогических и лингвистических вузов России. Безусловно, успеху юбилейной конференции способствовала поддержка Образовательной компании RELOD, сегодняшнего учредителя, и целенаправленная деятельность редакции и редколлегии журнала по укреплению профессиональных связей с кафедрами методики педагогических вузов и кафедрами иностранных языков университетов России, а также контакты редакции в течение года с Государственным архивом РФ для сбора информации о персоналиях и событиях, связанных с историей журнала, и многочисленные научные конференции, педагогические форумы и фестивали. Ниже приведем наиболее значимые из них.
Москва, ИИЯ МГПУ, 28 февраля 2024 г. IV Международная научно-практическая конференция «Диалог культур. Культура диалога в многонациональном городском пространстве». Доклад (на секции) главного редактора И. П. Твердохлебовой «Диалектика развития со-изучения языка и культуры в отечественной лингводидактике (по материалам публикаций научно-методического журнала «Иностранные языки в школе»).
Москва, Экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 13 марта 2024 г. Международная научно-практическая конференция «Иностранные языки в вузе: реальность и перспективы». Пленарный доклад главного редактора И. П. Твердохлебовой «Культуроведческий плакат как мотивирующая основа для иноязычной речевой и исследовательской деятельности студентов».
Нижний Новгород, НАПАЯз, 23 апреля 2024 г. XXIX NATE-RUSSIA Conference ‘Further and Beyond’. Пленарный доклад главного редактора И. П. Твердохлебовой «Teaching Language & Culture in ELT Classroom: from Internationalist Approach to Lingua-Cultural Pedagogy».
Набережные Челны, НГПУ, 16–17 мая 2024 г. XII Международный открытый педагогический форум «Образование: реалии и перспективы». Главный редактор И. П. Твердохлебовавыступила с пленарным докладом «Современная система обучения иностранным языкам: актуальная проблематика и векторы развития» и представила доклад на секции «Языковое образование: традиции и инновации» на тему: «Развитие социокультурной и исследовательской компетенций студентов через проект “Единство в различии”».
Пятигорск, ПГУ, 16–18 мая 2024 г. Научно-методический симпозиум с международным участием «Наука и искусство обучения иностранным языкам», Лемпертовские чтения – XXVI. В нем приняли участие члены редакционной коллегии журнала «ИЯШ»: председатель оргкомитета симпозиума профессор Н. В. Барышников, а также Н. Д. Гальскова, Е. Г. Тарева, Н. Ф. Коряковцева, З. Н. Никитенко, которые выступили с докладами по актуальным проблемам преподавания иностранных языков в школе и вузе.
Иваново, ИГУ, 23–25 мая 2024 г. Международный симпозиум «Современная филологическая наука: достижения и инновации». Пленарный доклад главного редактора И. П. Твердохлебовой «Со-изучение языка и культуры в отечественной лингводидактике: диалектика развития по материалам публикаций научно-методического журнала “Иностранные языки в школе”».
Москва, МИСиС, 31 мая 2024 г. 9th Conference on EAP/ESP/EMI in the Context of Higher Education. Главный редактор И. П. Твердохлебова выступила с пленарным докладом «Lingua-Cultural Pedagogy: Enriching Students’ Sociocultural Competencies & World Perception».
Москва, ВАВТ, 28 июня 2024 г. VI Международная научно-практическая конференция «Иностранные языки в образовательном пространстве на современном этапе». Пленарный доклад главного редактора И. П. Твердохлебовой «Совершенствование методической культуры учителя: актуальные проблемы современного иноязычного образования в векторе развития журнала “Иностранные языки в школе”».
Москва, MELTA, 12 октября 2024 г. Международная конференция New Age ELTeacher под эгидой MELTA. Главный редактор журнала «ИЯШ» И. П. Твердохлебова выступила на пленарном заседании конференции с докладом «Научно-методический журнал “ИЯШ”: вехи истории и современные приоритеты».
Томск, Томский государственный университет, 14–17 октября 2024 г. XXXIV Международная научная конференция «Язык и культура».
Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 16 октября 2024 г. Международная конференция по актуальным проблемам преподавания иностранного языка экономики и бизнеса. Организатор – кафедра иностранных языков экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Главный редактор И. П. Твердохлебова представила доклад на пленарном заседании конференции на тему «Полимодальность как фактор оптимизации речевого взаимодействия в обучении иностранным языкам». Президент Образовательной компании RELOD C. Н. Уласевич выступила с докладом «Приоритеты качества в проекции современной системы дополнительного языкового образования».
Казань, 16–18 октября 2024 г. V Казанский международный лингвистический саммит (Kazan International Linguistic Summit, KILS-2024). 17 октября главный редактор журнала «ИЯШ» И. П. Твердохлебова выступила на Лингвометодическом фестивале «Языковые тренды и методические инновации–2024» для школьных учителей иностранных языков с пленарным докладом «Диалектика развития со-изучения языка и культуры в отечественной лингводидактике».
Йошкар-Ола, Марийский государственный университет, 28 октября – 1 ноября 2024 г. Международный форум «Языки. Культуры. Этносы». В рамках Форума состоялась XVI Международная научно-практическая конференция «Языки, культуры, этносы. Формирование языковой картины мира филологический и методический аспекты». Главный редактор журнала «ИЯШ» И. П. Твердохлебова выступила на пленарном заседании конференции «Актуальные аспекты со-изучения языка и культуры: ретроспектива и современность по публикациям журнала “ИЯШ”» и провела мастер-класс для преподавателей кафедры иностранных языков на тему «Современная образовательная среда и новые аспекты в работе над произношением».
Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 31 октября 2024 г. Международная научно-практическая конференция «Шатиловские чтения. Трансформационные процессы в иноязычном образовании: реальность и перспективы», организованная кафедрой методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков. На пленарном заседании конференции в Гербовом зале выступили ведущие российские и зарубежные эксперты в области методики преподавания иностранных языков, среди них были семь членов редакционной коллегии журнала «Иностранные языки в школе». Пленарные доклады касались наиболее важных аспектов современной подготовки учителя и векторов развития отечественной методики обучения иностранным языкам: «Проблемы методического мастерства учителя в условиях трансформации, стандартизации и унификации практики преподавания иностранного языка», Н. В. Барышников; «Создание развивающей образовательной среды как вектор поступательного движения отечественного языкового образования», Н. Ф. Коряковцева; «Принцип сознательности как методическая категория: важные смыслы», Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко; «Аксиологические доминанты в социокультурной подготовке академической элиты средствами со-изучаемых языков и культур в условиях современных геополитических противостояний», В. В. Сафонова; «Следуя вызовам времени: интенсификация, автономия и дифференциация в преподавании лингводидактических дисциплин в педагогическом вузе», А. А. Колесников. Главный редактор журнала «ИЯШ» И. П. Твердохлебова выступила на пленарном заседании с докладом об историко-культурном назначении журнала «Иностранные языки в школе» и его роли в лингводидактическом образовании современного учителя.
Москва, Институт иностранных языков МПГУ, 31 октября 2024 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Фонетический аспект речевой коммуникации», посвященная 100-летию со дня рождения профессора М. А. Соколовой. Главный редактор журнала «ИЯШ» И. П. Твердохлебова приняла участие в Круглом столе Института иностранных языков с онлайн-докладом о произносительной культуре речи учителя английского языка в аспекте педагогической традиции и современных требований вузовской подготовки.
Москва, Институт иностранных языков МПГУ, 5–7 ноября 2024 г. VI Международная научно-практическая конференция имени Е. Н. Солововой «Обучение иностранным языкам – современные проблемы и решения».
Санкт-Петербург, РАНХиГС, 13 ноября 2024 г. II Научно-практическая конференция с международным участием «Коммуникативные технологии в гуманитарных науках».
Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 12–13 декабря 2024 г. VI Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы лингвистики и профессиональной лингводидактики: тенденции и перспективы». Прозвучал пленарный доклад президента Образовательной компании RELOD С. Н. Уласевич на тему «Приоритеты качества в проекции современной системы языкового образования для профессиональных целей».
Ретроспективный анализ участия научно-методического журнала «Иностранные языки в школе» в академических событиях и научно-практических форумах 2024 года, их отражение в публикациях авторов нашего издания позволяет проследить диалектику развития идей отечественной методической науки и обогащение ими практики преподавания иностранных языков в общеобразовательных школах и вузах нашей страны. Мы можем наблюдать трансформацию подходов к обучению языкам: от этапа, когда знание иностранных языков служило средством интернационализации образования и имело существенное значение для культурного и политического развития трудящихся, до современного понимания роли иностранных языков как средства всестороннего гуманитарного воспитания личности в поликультурном мире, когда культура воспринимается как система ценностей, а обучение иностранному языку имеет стратегическое значение в современных глобальных условиях.
Приглашаем наших читателей и авторов «ИЯШ» к активному академическому сотрудничеству через участие в научных форумах, научно-практических конференциях и подготовку новых публикаций в 2025 году.