Иностранные языки в школе №7-2024

Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н.
УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СУВЕРЕННОЙ СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается роль учителя иностранного языка и значимость предмета «Иностранный язык» в условиях суверенизации отечественной образовательной системы, формулируются смыслы и задачи педагогического образования, утверждается новая цель профессиональной подготовки учителя и обосновывается статус учебного предмета «Иностранный язык» с учетом его идеологической составляющей.

Попова А. В.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В статье рассмотрены варианты использования информационных технологий в обучении иностранным языкам с применением полимодального подхода. Подчеркивается актуальность интеграции информационных технологий, поскольку они позволяют не только отрабатывать языковые навыки, но и трансформируют способ представления материала, обеспечивая возможности для его дифференциации и индивидуализации. В рамках полимодального обучения, предполагающего одновременное задействование нескольких каналов восприятия информации, информационные технологии дают возможность задействовать зрительные, слуховые, осязательные и другие каналы восприятия, что положительно сказывается на результатах обучения. Автором дается рекомендация по использованию инструментария нейросетей, аудио- и видеоприложений, ментальных карт, онлайн-досок, онлайн-платформ и интерактивных программ.

Горлова Н. А., Цао Чуньхуа
О ТРЕБОВАНИЯХ К ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКА КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СТУДЕНТОВ
Актуальность темы определяется потребностью в высококвалифицированных специалистах, владеющих китайским языком, с одной стороны, и недостаточной разработанностью требований к проектированию учебника китайского языка для русскоговорящих студентов, с другой. В статье рассмотрены требования к содержанию, компонентам, функциям учебника китайского языка как иностранного; проведен анализ трудов российских и китайских ученых-методистов по проблеме оценивания учебников и учебных материалов; делается вывод о необходимости использования документа «Стандарты уровня владения китайским языком в сфере международного обучения китайскому языку» при разработке учебника для русскоговорящих студентов.

Кулиш А. О.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ЯЗЫКЕ ИСПАНСКОЙ ПРЕССЫ И ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОННОТАЦИИ
В статье рассматриваются различные типы испанских фразеологизмов, анализируется функционирование фразеологических единиц (ФЕ) с глагольным компонентом в испанском медиадискурсе в рамках классификации, предложенной Н. Н. Курчаткиной и А. В. Супрун, предложен перевод собранных в результате такого анализа ФЕ, подобраны их эквиваленты на русском языке, объясняется этимология некоторых из них. Материалом для исследования послужили статьи из испанских газет и электронных печатных изданий, вышедших в печать за последние 10 лет. Источником ФЕ, анализируемых в статье, стал словарь фразеологизмов Буитраго Хименеса. По результатам исследования сделаны выводы о специфике употребления ФЕ в медиадискурсе и об особенностях перевода идиоматического материала.

Колесников А. А.
ВОЗМОЖНОСТИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ В 10—11 КЛАССАХ
Статья завершает серию публикаций, посвященных проектированию нормативных (холистических) и критериальных (параметрических) шкал оценивания обученности иностранному языку на старшей ступени общеобразовательной школы. В статье описывается промежуточный контроль на базовом и углубленном уровнях обучения. Кратко обобщены четыре способа организации промежуточного контроля; описана балльно-рейтинговая основа оценивания и предложен ее перевод в традиционную пятибалльную систему; показан пример преобразования нормативной шкалы оценивания в критериальную; разработаны критериальные шкалы оценивания для тех видов деятельности, которые применяются именно в рамках промежуточного контроля.

Маняйкина Н. В., Надточева Е. С.
НАВЫКИ XXI ВЕКА: РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Одной из важных задач дошкольного образования является формирование у детей навыков, востребованных в современном быстро развивающемся обществе. Статья раскрывает психолого-педагогический и методический потенциал занятий по иностранному языку в развитии эмоционального интеллекта дошкольников. В работе уточнено определение и выделены этапы развития эмоционального интеллекта у дошкольников на занятиях по иностранному языку, а также представлены практические задания и упражнения для каждого из этапов. Проанализирован опыт работы, направленной на последовательное развитие эмоционального интеллекта у дошкольников на занятиях по английскому языку, и оценивания ее результатов, сделаны выводы о необходимости интеграции соответствующих программ обучения в образовательный и воспитательный процесс, направленный на формирование навыков XXI века, начиная с этапа дошкольного образования.

Ариян М. А., Погодина А. А.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВЕРТЫВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ
В данной статье раскрываются образовательные возможности интеграции дисциплин «Иностранный язык (английский)» и «Литература родного языка» в формате проведения ряда внеурочных занятий по данным предметам. Описывается процедура внедрения стратегии развертывания сюжетных линий в организацию внеклассного мероприятия на иностранном языке, цель которого — совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся. В статье представлены этапы обучения развертыванию сюжетных линий, рассматриваются способы реализации междисциплинарного подхода в рамках выбранной стратегии, обосновывается целесообразность ее использования при обучении устной иноязычной речи на внеурочных занятиях по иностранным языкам.

Лапина А. С., Курганова Н. А.
СИНХРОННЫЙ ОНЛАЙН-ЧЕМПИОНАТ С ПРИМЕНЕНИЕМ VR-ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФОРМАТ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Статья представляет способ использования VR-технологий при обучении иностранному языку как средства эффективной организации внеурочной деятельности в формате синхронного онлайн-чемпионата. Проведение чемпионата, возможное благодаря появлению VR/AR-квантумов в детских технопарках «Кванториум» и центрах развития цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», эффективно обеспечивает реализацию цели иноязычного образования, провозглашенную в примерной рабочей программе основного общего образования по иностранному (английскому) языку: формирование коммуникативной компетенции обучающихся вследствие наличия у систем виртуальной реальности свойств иммерсивности, комфортности обучения, неизбежности виртуальной коммуникации.

Островая Ю. С.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Настоящая статья посвящена вопросу развитию навыков академического письма на французском языке в неязыковом вузе. Автором рассматриваются различные подходы и способы обучения студентов навыкам академического письма, которое отличается четкой структурой, ясностью изложения мыслей. В статье приводятся примеры упражнений, позволяющие обучающимся сформировать навыки и умения передавать содержание авторского текста своими словами и в собственном стиле. Предлагаемые задания в рамках занятий по французскому языку помогают развивать навыки прогнозирования (антиципации) при знакомстве с аутентичным материалом на первом этапе (étape déclancheur), восприятия (étape de conceptualisation) и воспроизведения (étape finale) — на последнем этапе работы (при аннотировании или реферировании авторского текста).

Михайлова С. В., Пономарёва Е. М.
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ
Статья посвящена способам развития общей культуры студентов, изучающих английский язык в рамках направления подготовки «Филология». Авторы предлагают методически обоснованную разработку комплекса заданий на основе блестящего поэтического образца английского модернизма. Выбор практического материала обусловлен высокой насыщенностью поэзии Томаса Стернза Элиота культуремами, а филологическое чтение как инструмент вузовского иноязычного образования и средство расширения культурных горизонтов студентов является одновременно профессиональным способом познания и интерпретации мира будущими филологами. Авторы рассматривают возможность заданий полимодального характера на основе традиционного текстового документа.

Дудич А. Д.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ АУТЕНТИЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Статья посвящена применению лингвокультурологического подхода при работе старшеклассников с образцами аутентичной литературы на примере произведения британского писателя К. Исигуро «Остаток дня». Представленная концепция в рамках методики обучения английскому языку направлена на развитие личности через изучение культуры страны изучаемого языка. Формирование элементарной лингвокультурологической компетенции обучающихся на занятиях возможно с помощью аутентичных художественных текстов. В статье описаны предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы такой работы, приведены примеры анализа культурно-маркированных лексических единиц как источника лингвокультурологической информации и разработки лингвокультурологического поля.

Юрин А. А.
АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В статье рассматривается методология и практика применения адаптивного тестирования в образовательных учреждениях. Основное внимание уделяется его преимуществам по сравнению с традиционными методами оценки знаний, таким как индивидуализация процесса тестирования и повышение мотивации учащихся. Адаптивное тестирование позволяет динамически изменять уровень сложности заданий в зависимости от ответов учащихся, что обеспечивает более точное и объективное измерение их учебных достижений. В статье представлены примеры успешного внедрения адаптивного тестирования в школах и университетах, а также анализ практических аспектов использования данного метода при изучении иностранных языков. Кроме того, обсуждаются ключевые инструменты для создания адаптивных тестов и перспективы дальнейшего развития данной методологии.