Иностранные языки в школе №5-2024

И. Ю. Павловская
СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕСТОЛОГИИ: ВЛИЯНИЕ ВОСТОКА И ЗАПАДА
В статье соредактора номера дан подробный обзор истории зарождения тестологии как науки в мировой практике обучения иностранным языкам, сравнение особенностей тестирования и передовых технологий оценивания навыков и умений испытуемых в западной и восточной образовательных и культурных традициях, их влияние на развитие тестологии и лингводидактического тестирования в России. Не ограничиваясь историческим обзором, профессор И. Ю. Павловская обращается к некоторым современным проблемам, связанным с определением валидности тестов, дифференциации эффективности теста как инструмента оценивания в педагогическом и тестологическом экспериментах. Особое внимание автор уделяет формированию тестологической компетентности педагога, а также касается вопросов цифровизации языкового тестирования и анализирует этические аспекты применения искусственного интеллекта в образовании.

Колесников А. А.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В 10—11 КЛАССАХ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ
Данная статья профессора А. А. Колесникова открывает серию публикаций, посвященных описанию методики проектирования критериев и норм оценивания в рамках текущего контроля на базовом и углубленном уровнях обучения иностранному языку в старших классах средней школы. В публикуемом исследовании представлены шкалы и обоснование нормативного оценивания различных форм деятельности учащихся в области говорения, аудирования, чтения и письма на базовом уровне обучения. Автор дает ценные рекомендации относительно способов неформального контроля.

Сказочкина Т. В.
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УСТНОЙ ЧАСТИ ГОВОРЕНИЯ В ЕГЭ
Статья посвящена анализу и выявлению противоречий между требованиями к уровню иноязычной коммуникативной компетенции и критериями оценивания устной части ЕГЭ в разделе «Говорение». Автор рассматривает тесты как наиболее объективные средства оценки лингво-когнитивной компетенции обучающихся и на примере академического стандарта ЕГЭ по иностранному языку (английский, французский) демонстрирует, что потребности обучающихся сместились из области академических знаний (стандартов) в сторону социально-практических компетенций (ФГОС ООО, новая редакция), а также смело и доказательно обозначает проблему, связанную с содержательной стороной ЕГЭ.

Коренев А. А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОЦЕНИВАНИИ И ТЕСТИРОВАНИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Автор анализирует основные аспекты использования искусственного интеллекта в языковом оценивании и тестировании, обращаясь к истории автоматизированного оценивания, рассматривая ключевые вопросы использования ИИ с точки зрения определения тестового конструкта, разработки формата заданий, процессов оценивания и предоставления обратной связи. В исследовании делается вывод о ценности возможностей искусственного интеллекта как ресурса для разработки контрольно-измерительных материалов.

Петрусевич В. И.
РАЗРАБОТКА И ВАЛИДИЗАЦИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО ТЕСТА ПО ИТАЛЬЯНСКОМУ ЯЗЫКУ
В статье предлагается описание процесса создания, апробации и валидизации теста на проверку фонологической компетенции по итальянскому языку, который может послужить примером технологии подобного фонологического теста для других иностранных языков для уровней А1—А2.

Горчев А. Ю.
О МЕТОДИКЕ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ (1976 Г.) («ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ»)
В рубрике «Летопись журнала. Золотые страницы» представлена публикация «ИЯШ» №6 за 1976 г. — статья Анатолия Юрьевича Горчева, научного сотрудника сектора (позднее лаборатории) обучения иностранным языкам в Научно-исследовательском институте школ Министерства просвещения РСФСР, автора работ по проблемам тестирования, создания обучающих пособий и материалов для языковой лаборатории, — с комментарием «Современный взгляд» от главного редактора И. П. Твердохлебовой.

Козлова Е. Д.
ПРОВЕРКА СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЦЕПТИВНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТА SELT
В статье представлены результаты педагогического эксперимента по выявлению эффективности использования полимодального текста при обучении рецептивным умениям. Автором предлагается методика развития рецептивных умений на основе полимодальной подачи материала, а также разработан комплекс заданий к книге с аудисопровождением для каждого этапа урока.

Кубацкая В. С.
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В материале описывается практический опыт создания современного дополнения к действующим УМК по иностранному языку, предлагаются интегративные задания с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Рунгш Н. А.
РЕАЛИЗАЦИЯ ХОЛИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА
Статья представляет собой результаты трехлетней экспериментальной работы по преодолению трудностей в формировании иероглифической компетенции учащихся на уроках китайского языка. Интересен авторский метод применения холицистического подхода для фасилитации запоминания тона, а предложенные примеры подтверждают развитие творческого и интеллектуального потенциала школьников, активизацию их креативного мышления и мотивацию к самостоятельной работе.

Горизонтова А. В.
ТЕХНОЛОГИИ В ЯЗЫКОВОМ ТЕСТИРОВАНИИ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ МФТИ
В статье описываются проблемы и опыт применения языкового и коммуникативно-ориентированного тестирования студентов на занятиях по английскому языку в практике преподавания ESP в инженерном вузе.

Рацеева Д. С.
КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ АУДИТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА)
В статье рассмотрены методические основы и приведены примеры заданий для эффективной организации коммуникативно-ориентированного тестирования аудитивных умений студентов педагогических университетов.

Креер М. Я.
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ В ГРУППАХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ
Материал посвящен вопросам преодоления трудностей оценивания языковых навыков в неоднородных по уровню группах учащихся.

Исакович А. П.
ОЦЕНИВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОГНИТИВНЫХ МЕТАКОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-РЕЖИССЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В статье представлены результаты авторского педагогического эксперимента по определению возможностей оценивания ключевых когнитивных метакомпетенций студентов-режиссеров на занятиях по английскому языку в условиях смешанного обучения.