Иностранные языки в школе №6 2022

Сафонова В.В.
ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ЛИНГВОКУЛЬТУРНОМ ОБОГАЩЕНИИ
СОВРЕМЕННОГО МНОГОУРОВНЕВОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье профессора Сафоновой В.В. обсуждается значимость ряда лингводидактических результатов общеевропейского мегапроекта в 2016–2020 гг. по обновлению шкал дескрипторов для определения сформированности у обучающихся коммуникативно-когнитивного уровня владения ИЯ как инструментом межкультурной коммуникации в 4‑х видах коммуникационной деятельности (рецепции, продукции, интеракции и медиации) которые были представлены в коллективной общеевропейской монографии «Enriching 21st Century Language Education The CEFR Companion volume in practice».

Жуковец Г.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ФОРМИРУЮЩЕГО И ИТОГОВОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Технологически усовершенствованная формирующая оценка — это мощное решение, которое позволяет преподавателям легче отслеживать прогресс и улучшать успеваемость учащихся. В статье автор Жуковец Г.А. рассматривает наиболее эффективные цифровые инструменты, которые учитель может использовать в качестве формирующего инструмента оценки.

Фетисова А.А.
ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В своей статье Фетисова А.А. раскрывает возможности использования проблемно-поисковых заданий на примере работы с текстами о словообразовательных моделях современного английского языка эпохи пандемии коронавируса для формирования социолингвистической компетенции обучающихся.

Баранова К.М., Афанасьева О.В.
УСИЛЕНИЕ РОЛИ АНГЛИЦИЗМОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Профессора Баранова К.М. и Афанасьева О.В. в своей статье рассматривается усиление роли англицизмов в современном русском языке, и анализируются лингвистические и экстралингвистические причины данного явления. Большое внимание уделяется рассмотрению различных способов использования заимствований и реальной иноязычной лексики в текстах, как рекламы, так и повседневной речи россиян. При этом подчеркивается невозможность изменить существующее положение дел при помощи официальных запретов.

Анзина Т.И., Седова Т.В., Стрижова Е.В.
КОМПЕНСАТОРНАЯ РОЛЬ ПЕРВОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ВТОРОЙ»
В статье анализируются трудности преподавания второго иностранного языка в неязыковом вузе и способы их разрешения на основе интегрированного предметно-языкового подхода. Авторы Анзина Т.И., Седова Т.В. и Стрижова Е.В. выявляют положительные и отрицательные стороны интерференции двух иностранных языков через проведение сопоставительного анализа языковых явлений каждого из вторых иностранных языков с английским языком, классифицируя их как совпадающие полностью, совпадающие частично и полностью отличные друг от друга.

Демина Д.А.
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСКУРСИВНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ
УСТНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ
На основе опыта работы со школьниками 9–11 классов в рамках подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по немецкому языку рассматриваются трудности, возникающие у школьников при подготовке к устному этапу олимпиады. Автор Демина Д.А. предлагает для снятия этих трудностей использовать элементы дискурсивного анализа устного текста, а именно ток-шоу, позволяющее сделать акцент на коммуникативном и смысловом аспектах, снять страх совершить ошибку.

Буланкина Н.Е., Харламова Н.В.
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
КАК ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ
В данной статье авторы Буланкина Н.Е. и Харламова Н.В. представляют концепт о необходимости культивирования учебных развивающих стратегий в региональной школьной образовательной среде в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО и ООО. На примере разработанных авторами статьи дидактических и методических материалов в формате кроссвордов показан развивающий потенциал образовательной среды регионального Лицея Краснообска.

Бердичевский А.Л.
РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ
СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ (BLENDED LEARNING)
В статье профессора Бердичевского А.Л. (Австрия) рассматриваются проблемы преподавания иностранного языка в формате Blended Learning, показываются этапы развития межкультурной компетенции в процессе смешанного обучения. Предлагаемая технология иллюстрируется на примере фрагмента видеокурса по русскому языку как иностранному.

Чупрына О.Г., Авгиненко А.Д.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ
ЖУРНАЛАХ. К ВОПРОСУ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Авторы Чупрына О.Г. и Авгиненко А.Д. в данной статье освещают проблему установления закономерных характеристик использования языковых и текстовых средств в журналах экологической направленности с целью создания основ данного типа сознания. Материалом исследования являются тексты научно-популярных журналов National Geographic и Natural History. Изучение семантики ключевого репрезентанта экологической темы environment позволило установить ведущие семы.

Лавриков В.В., Карсанова З.К., Шошина Е.С.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЫ
КАК ИНСТРУМЕНТ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.
НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ)»
В представленной статье методистов Лаврикова В.В., Карсановой З.К. и Шошиной Е.С. дается описание модели результативно-ориентированного планирования образовательного процесса на уровне основного общего образования, интегрированной в сервис поурочного планирования Московской электронной школы. Представленная модель может стать эффективным рабочим инструментом учителя и образовательным ориентиром для ребенка и семьи.

Федунова А.В.
ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА (ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ
КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)
В своей статье Федунова А.В. представляет авторское видение основных проблем и вопросов преподавания французского языка как второго иностранного в современной школе в условиях многоязычного образования. Особое внимание уделяется проблеме языковой подготовки педагога, как одного из определяющих факторов успешности процесса обучения второму иностранному языку.

Кольчугина Н.С., Домбровская Т.Е.
ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОГО
ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА УРОКЕ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА
В статье методистов Кольчугиной Н.С. и Домбровской Т.Е. рассматриваются актуальные проблемы обучения письму на занятиях по иностранному языку и предлагаются возможные пути их решения на примере учебного занятия по испанскому языку. Навыки письма, необходимые для эффективного изучения иностранного языка, могут быть улучшены с помощью специально разработанного метода, представленного в виде конкретного примера учебного занятия. В продолжение перечисляются преимущества подхода и способов побуждения к письменному высказыванию, а также предлагаются пути совершенствования заданий, входящих в сценарий учебного занятия.

Коренев А.А.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СИМПОЗИУМ:
ТРАДИЦИИ ЛЕМПЕРТОВСКИХ ЧТЕНИЙ — XXIV
Данная статья представляет собой обзор основной проблематики прошедшего в рамках конференции «Лемпертовские чтения — XXIV» круглого стола, в котором приняли участие Барышников Н. В., Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. и Коренев А.А. Круглый стол был посвящен критическому взгляду на цели, содержание и средства обучения иностранным языкам в России сегодня, а также обсуждению роли учителя иностранного языка в современной российской системе образования. Итогом круглого стола стало предложение о воссоздании специального исследовательского института, занимающегося проблемами школьного образования.