Иностранные языки в школе №4 2022

Уласевич С.Н.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
В статье Уласевич С.Н. представлен концептуальный взгляд на ведущую роль дополнительного профессионального образования в рамках компетентностной модели, на педагогическую культуру учителя. Показаны возможности формирования навыков экспертной деятельности в формате профессиональных проектов педагогов. Искомый вид деятельности актуализирован на примере экспертизы авторской многоуровневой дополнительной программы «Иностранные языки», в основании которой — совершенствование образовательной компетентности обучающихся с акцентом на ценностных аспектах развития коммуникативной компетентности в полиязыковой образовательной среде.

Бартош Д.К., Харламова М.В.
РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
В статье Бартош Д.К. и Харламовой М.В. приводится краткий ознакомительный обзор международного экзамена по немецкому языку TestDaF и подробно описываются задания раздела «Чтение». Авторы делают акцент на современных изменениях в содержании заданий экзамена, которые свидетельствуют о повышении международных требований к современному выпускнику относительно владения им когнитивными навыками и умениями, связанными с восприятием и обработкой медиаинформации. Приведенные задания рассматриваются как тактические приемы по формированию у обучающихся в школе востребованных навыков и умений.

Сороковых Г.В., Жаркова Т.И.
МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Р.К. МИНЬЯР-БЕЛОРУЧЕВА
В НОВАТОРСКИХ ПОДХОДАХ ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Авторы Сороковых Г.В. и Жаркова Т.И. представляют «Тематический словарь методических терминов по иностранному языку», подготовка и выпуск которого приурочены к 100‑летнему юбилею мэтра методики обучения иностранным языкам Рюрика Константиновича Миньяр-Белоручева. В статье рассмотрены основные определения термина «метод», данные педагогами, психологами, лингвистами, методистами; показана значимость владения иностранными языками, а следовательно, подчеркнута важность методики обучения им в эпоху глобализации.

Глухова Ю.Н.
К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННОГО
ЗАДАНИЯ ЕГЭ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
Статья Глуховой Ю.Н. затрагивает вопросы конкретизации инструментов оценивания обновленного письменного задания высокого уровня формата ЕГЭ по французскому языку и совершенствования критериев в целях повышения объективности и прозрачности экзамена. Автор анализирует формат обновленного письменного задания, обращает внимание на сложности, возникающие при оценивании задания экспертами, а также недостаточную четкость в описании критериев, высказывает предложение о разработке более подробной дополнительной шкалы в целях согласования подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ.

Щербатых А.А.
РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ И МЕДИАЦИОННЫХ УМЕНИЙ
С ПОМОЩЬЮ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Статья Щербатых А.А. посвящена возможностям использования игры на уроках английского языка в основной средней школе. Исследование фокусируется на ролевой игре, с помощью которой, учащиеся могут воспроизвести реальную/воображаемую жизненную ситуацию на изучаемом языке; даны классификации ролевой игры с примерами и критериями оценивания различных ее видов на основе выделенных показателей. Представленные материалы разработаны и апробированы на практике. Данные разработки могут применяться учителями на уроках английского языка для контроля развития у школьников медиационных и межкультурных умений.

Перминова Г.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
В данной статье Перминова Г.В. на примере технологической карты учебного занятия по теме «Спорт в нашей жизни» показывает реализацию конвергентного подхода при обучении немецкому языку в старшей школе с целью формирования естественно-научной грамотности обучающихся. В основе представленного учебного занятия лежит решение комплексного задания в группах. Многоуровневая цель учебного занятия отражает специфику конвергентного подхода в обучении.

Гулов А.П.
СТРАТЕГИИ УСПЕШНОГО НАПИСАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВСОШ: ЭССЕ ПО ЦИТАТЕ
В данной статье Гулов А.П. рассматривает жанр «эссе по цитате», который является одним из письменных заданий на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников (ВСОШ), а также автор анализирует типичные ошибки, предлагает стратегии и алгоритмы выполнения данного задания.

Колядко С.В., Мартыненко Л.Г., Двоеглазова И.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОРПУСОВ
В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В данной статье Колядко С.В., Мартыненко Л.Г. и Двоеглазова И.А. рассматривают возможности применения лингвистических корпусов в методике обучения иностранным языкам для формирования социокультурной компетентности учащихся. Авторы раскрывают методические условия уровня формирования у учащихся социокультурной и IT компетенций. Представленные в статье необходимые навыки демонстрируют преимущества использования лингвистических корпусов в практике обучения. Предлагаются примеры конкретных программ и упражнений, разработанных на основе лингвистических корпусов.

Злобина Е.А.
РАСКРЫТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ МАГИСТРАНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
Целью исследования Злобиной Е.А. является поиск подходящего метода, позволяющего создать на уроке иностранных языков условия для формирования умения строить команду. В качестве ведущего был определен метод деловых игр — элемент студентоцентрированного обучения. На занятиях по иностранному языку проводятся деловые игры, поэтому магистранты получают теоретические знания и первые практические навыки управления уже в университете под руководством преподавателя. В заключении показаны преимущества использования деловых игр в процессе обучения иностранным языкам магистрантов на основе эксперимента.

Михайлова С.В., Качурин И.Д.
КОРПУСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
В статье Михайловой С.В. и Качурина И.Д. рассматриваются вопросы формирования компетенций современного преподавателя иностранного языка. В качестве материала исследования выбрана культурно-маркированная лексика немецкого языка. Проведен анализ существующих разработок в области обучения культурно-маркированной лексике и предложена технология обучения лексике с экстралингвистическим компонентом значения на основе корпусных. В статье обосновывается необходимость дальнейшего развития корпусного компонента обучения лексической стороне речи в рамках культурно-языковой мультимедийной среды современного вуза.

Жаркова Т.И.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «STORYLINE»
НА УРОКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
В статье Жарковой Т.И. рассмотрены роль и значение использования метода «Storyline» для формирования и развития навыков профессионального общения на иностранном языке студентов неязыковых вузов. Дано определение метода «Storyline», представлены принципы данного метода, упражнения и ситуации для формирования стратегических умений в успешной реализации, деловой и профессиональной межкультурной коммуникации.

Павлова Л.В., Пулеха И.Р.
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
В статье авторы Павлова Л.В. и Пулеха И.Р. рассматривают пути реализации национально-регионального компонента в процессе обучения старшеклассников иностранному языку в школе. Предсставлены способы передачи на английский язык различных типов лексических единиц с национально-культурной семантикой (урализмов), комплексы упражнений по формированию у школьников умений представлять культуру своего региона в рамках элективного курса с национально-региональной направленностью «Южный Урал».

Радченко Е.Н.
МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
В ВУЗЕ — ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
В данной статье Радченко Е.Н. рассматриваются проблемы использования мобильного обучения в образовательной среде высшей школы, делается попытка выявить уровень готовности преподавателей к внедрению мобильных технологий в практическую деятельность. Возникновение мобильного и дистанционного обучения повлекло за собой потребность разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий, способствующих развитию у студентов профессионально значимых компетенций. Результаты исследования выявили отсутствие актуальных методик и обучающих технологий.