Иностранные языки в школе №12 2021

Павлова Л. В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЛИНГВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
В статье Л. В. Павловой рассматриваются целевые и содержательные аспекты профессионально-методической подготовки студентов – будущих учителей иностранного языка в вузе в условиях новой лингвообразовательной парадигмы. Анализируется и уточняется компонентный состав профессионально-методической компетенции учителя иностранного языка (ИЯ). Профессионально-методическая подготовка учителя ИЯ представлена как системный, деятельностный, личностно ориентированный процесс. Выявлены и обоснованы требования к организации профессионально-методической подготовки учителя ИЯ в русле новой лингвообразовательной парадигмы.

Никитенко З. Н., Гальскова Н. Д.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье З. Н. Никитенко, Н. Д. Гальсковой обосновывается новая цель профессиональной подготовки учителя иностранного языка, способного обеспечить коммуникативное, когнитивное и нравственное развитие младших школьников при овладении иностранным языком как феноменом культуры. Формирование профессионализма будущего учителя авторы связывают с раскрытием его личностного потенциала и рассматривают этот потенциал как интегративный феномен, компоненты которого являются основанием для определения нового содержания аксиологически окрашенной подготовки учителя-профессионала.

Перевёрткина М. С., Савельева И. Ф.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕВОДУ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье М. С. Перевёрткиной, И. Ф. Савельевой рассмотрены профессионально-методические умения будущего учителя иностранного языка в обучении переводу и продемонстрированы возможности их формирования. С этой целью проведен анализ трактовок перевода, выведено определение переводческой компетентности и ее структурных составляющих. В статье разграничены понятия «переводческая компетентность» и «основы переводческой компетентности»; представляется, что последние должны быть заложены на этапе профилизации в школе. Доказана необходимость осуществления методической подготовки и формирования у будущих учителей иностранных языков профессионально-методических умений обучения переводу как компонента профессионально-методической компетенции в структуре их профессиональной компетентности.

Слепцова Е. В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ)
В статье Е. В. Слепцовой утверждается, что использование проблемного обучения в преподавании иностранных языков в школе является неотъемлемой частью формирования познавательной активности школьников. При овладении любым иностранным языком как средством общения у обучающихся формируются знание различных аспектов языка, навыки и умения пользоваться языком в конкретных ситуациях общения. И имен¬но в проблемном обучении создаются условия для того, чтобы использование лингвистического материала на практике осуществлялось естественным путем, в процессе взаимодействия и общения. У учащихся среднего общего образования формируется новый уровень мышления, памяти и внимания, другой, чем в начальной школе, что позволяет расширить сферу применения технологии проблемного обучения.

Гулов А. П.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В статье А. П. Гулова рассматриваются особенности формата олимпиадных заданий по английскому языку, а также анализируется специфика комплексной под¬готовки, необходимой для успешного участия в конкурсных турах. Автор подчеркивает факторы, влияющие на развитие олимпиадного движения в стране, и выделяет тенденции в изменении олимпиадных комплектов в 2020/2021 учебном году.

Дмитренко Т. А.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье Т. А. Дмитренко анализируется проблема профессиональной подготовки учителя иностранного языка в условиях цифровизации языкового образования. Подготовка конкурентоспособных педагогов, психологически грамотных и владеющих своей профессией на уровне международных стандартов, находится в фоку¬се внимания ученых, педагогов и методистов. Качество и уровень иноязычной подготовки в высшей школе определяются педагогическими кадрами, которые должны стать носителями идеологии обновления образования. Сегодня цифровизация образования вывела иноязычную подготовку обучающихся на качественно новый уровень, что позволяет поднять культуру преподавания иностранных языков, обеспечить развитие и социальную адаптацию обучающегося, а также способствует формированию соответствующей среды для общественного и личностного развития.

Колесников А. А.
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В своей статье А. А. Колесников предлагает методику обучения студентов педагогического отделения языкового вуза проектированию и презентации технологической карты урока иностранного языка в соответствии с новыми требованиями к современному уроку. В статье обоснована структура такой карты и ее отдельных составных частей, описаны этапы работы с ней: ознакомление, совместное и самостоятельное проектирование, презентация, обсуждение; предложена структура методического комментария как способа взаимооценки по итогам презентации. В приложении приведены структура и речевые элементы презентации технологической карты и модель техкарты урока.

Сысоев П. В., Хмаренко Н. И.
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ХОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучение в сотрудничестве является одной из современных педагогических технологий, используемых в организации проектной деятельности обучающихся в условиях смешанного обучения. Вместе с тем опыт реализации данной педагогической технологии свидетельствует о наличии ряда проблемных зон, влияющих на результативность образовательного процесса. В статье П. В. Сысоева, Н. И. Хмаренко подробно описаны эти проблемные зоны и предложены возможные пути решения таких проблем.

Ершова О. В., Усольцева С. В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РАЗВИТИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ
В статье О. В. Ершовой, С. В. Усольцевой рассматривается подготовка к участию в международных проектах с точки зрения раскрытия их глубокого воспитательного потенциала и возможностей выхода на новый качественный уровень взаимодействия между обучающим и обучающимся.

Тарева Е. Г.
ДИЗАЙН ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
В своей статье Е. Г. Тарева делится опытом планирования и разработки дизайна образователь¬ной программы, а также реализации языковой подготовки в педагогическом университете (на примере Института иностранных языков Московского го¬родского педагогического университета) при обучении студентов – будущих учителей французского языка. Основная концепция реализации практических и теоретических дисциплин в рамках такой подготовки заключается в ранней и константной профессионализации цели, содержания и технологии обучения французскому языку, реализуемой в последовательности и взаимосвязи серии специализированных модулей.

Шамов А. Н., Шлыкова Ю. В.
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
В статье А. Н. Шамова, Ю. В. Шлыковой рассматривается роль речевой компетенции в подготовке учителей и преподавателей иностранного языка. Она является связующим звеном между языковой и коммуникативной компетенциями. Студенты высших учебных заведений относят себя к поколению Z. При овладении иностранным языком они рассчитывают на электронные средства обучения и на цифровые платформы. Такие средства обучения не всегда могут обеспечить искомый результат. В овладении иностранным языком большое место занимают рутинные навыки и умения.

Харламова М. В.
ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА АУТЕНТИЧНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В статье М. В. Харламовой приводятся характеристики аутентичного коммуникативного поведения учителя иностранного языка, сформулированные на основе анализа тер¬мина «аутентичность» в методике и базовых для методики науках. Аутентичное поведение учителя рассматривается как одно из основных условий для реализации личностно ориентированного подхода в обучении иностранным языкам, так как оно способствует достижению у обучающихся психологической свободы в общении на уроке и созданию у них внутренней мотивации к самовыражению. Автор отмечает необходимость формирования аутентичного коммуникативного поведения уже в процессе профессиональной подготовки посредством практико-ориентированных технологий и интегрирования теоретических и практических дисциплин.

Барышников Н. В.
СОБЫТИЕ ГОДА ЖУРНАЛА «ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В ШКОЛЕ» — НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПАМЯТИ А. А. ЛЕОНТЬЕВА
В статье Н. В. Барышникова представлен обзор Всероссийской научно-методической онлайн-конференции, посвященной 85 летию со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева. Она состоялась 26 октября 2021 г. и уже вошла в славную историографию отечественной методической науки.